2VRN.RU / Достопримечательности / Архитектура / Старые здания / Здание Управления Юго-Восточной Железной дороги

Здание Управления Юго-Восточной Железной дороги

Хотя во время Великой Отечественной Воронеж был сильно разрушен, в нем уцелело не так уж мало домов старинной застройки. Однако «лицом» города почему-то стало здание относительно новое, современный облик которого сформировался уже в послевоенные годы. Его фото неизменно помещают на календарях, туристических проспектах и рекламных брошюрах, посвященных городу. Это – здание управления Юго-Восточной железной дороги, расположенное на пересечении проспекта Революции и улицы Феоктистова.

Здание Управления Юго-Восточной железной дороги (Воронеж), фото
Здание Управления ЮВЖД в Воронеже

Все дороги ведут в Воронеж

С этого все началось. В 60-е годы XIX века активно велось строительство железнодорожных веток, проходящих через Воронеж. В результате город превратился в важный транспортный центр, и ему потребовалась служба транспортного регулирования.

В результате в городе появилось управление двух железнодорожных линий. Однако до 20-х годов прошлого века они не имели собственного здания и располагались в нескольких, появившихся независимо друг от друга строениях. Основным было так называемое «старое здание» на площади Черняховского. Оно появилось именно в связи с созданием управления. Занимали в свое время железнодорожники и гостиницу «Бристоль».

После установления в Воронеже советской власти город стал важнейшим узлом ЮВЖД. В связи с этим было решено выстроить новое здание для железнодорожного управления. Место было выбрано возле так называемого Воронежского дворца – бывшей резиденции губернатора. Были снесены его служебные пристройки, уже давно превратившиеся в «кладбище автомобилей». Строительство финансировал Воронежский облисполком, ссудивший с этой целью железнодорожникам 400 тыс. руб. Строительство было начато в 1929 году, и для тех лет сумма была значительной.

Ленинградский выпускник

История здания ЮВЖД развивалась непросто с самого начала. Автором его проекта стал человек «из молодых да ранних» – Николай Троицкий. Воронежский уроженец, он только в 1927 году вернулся на родину после учебы в Ленинграде. По должности он был архитектором ЮВЖД. Почти сразу молодой архитектор достойно заявил о себе, создав проект жилого дома, ныне известного под названием дом «Гармошка». Работа Троицкого тогда была признана лучшей в серьезном городском конкурсе.

А еще через год к исполнению был принят именно его проект строения для Управления железной дороги. В этот раз Троицкий сумел победить в конкурсе более маститого конкурента из Москвы.

Проект здания Управления ЮВЖД Троицкого
Правление Ю.В. ж.-д. Проект архитектора Н. Троицкого

Здание было выстроено в стиле конструктивизма, безо всяких украшающих элементов. Оно полностью закрыло губернаторский дворец, отодвинув его на вторую линию. Оригинальной деталью было наличие у строения трех фасадов, выходящих на три разные улицы. Использование силикатного кирпича позволило существенно сэкономить на фасадной отделке. Здание строилось из стандартных элементов и имело простую планировку, что сократило затраты и время на строительство.

Перспектива здания ЮВЖД из проекта Троицкого
Проект Троицкого. Перспектива здания, 1930 г.

Работы шли ударными темпами, но все равно затянулись до 1934 года. Для ускорения процесса железнодорожники даже подтянули к стройплощадке узкоколейку – чтобы удобнее было подвозить материалы. Изначально предполагалось, что в новом строении разместится одно управление – Юго-Восточной дороги. Но в 1930-32 гг. к первой очереди добавилась вторая – получился целый комплекс. В который вошло еще и управление Московско-Донбасской дороги. Правда, еще до войны первоначальная идея восторжествовала – две дорожные структуры объединились в одну, и управление тоже получилось одно.

Здание Управления Юго-Восточной железной дороги, довоенное фото
Проспект Революции и здание Управления ЮВЖД до войны

При всем минимализме оформления, здание имело броскую деталь – небольшую угловую башенку с часами и окном во всю высоту.

Жертва войны

Во время войны в 1942 году немцы сильно бомбили город. Здание ЮВЖД в Воронеже сильно пострадало от бомб, обстрелов и пожара. Фактически от него остались одни развалины.

Здание ЮВЖД (Воронеж) во время войны, фото
Фрагмент разрушенного в 1942 г. здания Управления ЮВЖД
Разрушенное здание Управления ЮВЖД в Воронеже, военное фото
Так выглядело здание в первые послевоенные годы

Отстраивать его в первую очередь после освобождения Воронежа не было ни возможностей, ни смысла – весь город, на территории которого шли жестокие бои, лежал в руинах, были задачи и поважней. Вносились даже предложения вовсе не восстанавливать центральную часть Воронежа, выстроить ее заново – мол, не так уж ценны старые развалины, можно и нужно заменить их современной планировкой.

Проект Зжания ЮВЖД архитектора Троицкого
Авторский вариант фасада Управления ЮВЖД, 1946 г.

Но в 1946-м году Н.В. Троицкий, на тот момент уже главный архитектор, решил взяться за восстановление своего творения. Он вообще категорически не принял идею переделки центральной части Воронежа и последовательно отстаивал ее реконструкцию. По мнению архитектора, иначе было бы утрачено специфическое, узнаваемое «лицо» города. Кроме того, старая застройка учитывала особенности местности, и с этим было необходимо считаться.

Но вот проект здания управления железной дороги был подвергнут серьезной переработке. Здание восстанавливалось уже не в конструктивистском стиле, а по канонам классицизма. Особо критиковал отсутствие у него каких-либо украшений знаменитый А.В.Щусев (мода менялась даже в СССР!). И Троицкий, вняв критике, доработал проект.

Башня здания ЮВЖД, старое фото
Вид на башню ЮВЖД с проспекта Революции при социализме

Теперь Управление ЮВЖД не закрывала наглухо Путевой дворец – в стенах открылись три высоких арки, через проемы которых его было хорошо видно. Часть старого здания превратили в жилой дом, а помещения бывшего управления Московско-Донбасской дороги окончательно стали частью единого комплекса. Высота здания была увеличена, но притом стала неравномерной – одно крыло имело 5 этажей, другое – 4. Появились и броские «архитектурные излишества» – колонны с рельефной рустровкой в проездах у арок, портик высотой в 3 этажа над главным входом и 70-метровая угловая башня. На архивном фото здания Управления ЮВЖД можно увидеть, что на крыше фасада, выходящего на ул. Университетскую (ныне ул. Феоктистова), крупными буквами написано: «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи».

Фото здания Управления ЮВЖД, 1966 г.
Здание Управления железной дороги в Воронеже, фото 1966 г.

Хрущевская колокольня

У этой башни оказалась особо непростая судьба. В 1955 году она имела неосторожность попасться на глаза Н.С. Хрущеву, прибывшему в Воронеж на совещание по вопросам сельского хозяйства. Недолго думая, он презрительно обозвал ее «колокольней» и поинтересовался, что вообще подобное сооружение делает в центре советского города и сколько народных денег было преступно угроблено на его возведение. Похоже, его архитектурные вкусы решительно не сходились с точкой зрения академика А.В. Щусева.

Немедленно снести «колокольню» Хрущев все же не приказал. Но он затребовал сметы по строительству, и в результате в ноябре того же года появилось правительственное постановление, критикующее «излишества в проектировании». Злосчастная воронежская «колокольня» упоминалась в постановлении персонально в качестве иллюстрации тезиса о преступности траты 2 млн. рублей на башню и такой же суммы на колоннады, когда за эти деньги можно было построить сотни метров жилых и производственных площадей без излишеств.

Н.С. Хрущеву следует сказать большое спасибо за «хрущевки» – они действительно решили в стране острейшую проблему дефицита жилья, и продолжают верно служить миллионам семей. Но следует признать: архитектурными шедеврами они не являются.

Здание Управления РЖД в Воронеже, фото 1960-е годы
Здание Управления ЮВЖД после реконструкции

А башня ЮВЖД в Воронеже выжила, и в 1956 году даже украсилась дополнительным броским элементом – огромными часами. Их специально изготовил завод «Электросигнал». Каждая цифра на их циферблатах имеет высоту 30 см.

Все-таки Хрущев был неправ – благодаря башне (в ней 11 этажей) здание железнодорожного управления стало заметным издалека, узнаваемым. Его прозвали «воронежским золотым сечением». Советскому лидеру следовало бы порадоваться тому, что символом старого города стало здание советской постройки, да еще и административно-хозяйственного назначения.

Поезд набирает ход

Творение Н.В. Троицкого до сих пор сохраняет свое назначение. Поезда ЮВЖД продолжают идти через Воронеж, и их движением необходимо руководить. Правда, на рубеже прошлого и нынешнего веков в здании располагались банк и типография, но на общую картину это повлияло мало.

Здание Управления ЮВЖД (Воронеж) в советский период
Вид на Управление ЮВЖД в советские годы, фото

Н.В. Троицкий умер в 1984 году, но его творение продолжало совершенствоваться. На рубеже веков С.А. Гилев руководил сооружением пристройки к фасаду, выходящему на улицу Феоктистова. А в 2000 году была начата и общая реставрация здания Управления ЮВЖД. Ее проводили с использованием новейших импортных стройматериалов, но с полным сохранением исторического облика здания и всех его «излишеств», так возмутивших Хрущева.

Здание ЮВЖД (Воронеж), фото 1985 г.
Открытка 1985 года с фотографией здания ЮВЖД

Облику транспортной достопримечательности Воронежа вернули свежесть, полностью сохранив идеи Н.В. Троицкого. Часы снабдили музыкальным фоном. Колонны и портик обрели былую четкость, сохранились мозаичные подоконники и лепные украшения в интерьере. Даже герб СССР титанических размеров (3,5 на 7,3 м) реставраторы сберегли и привели в порядок – ведь это государство дало жизнь знаковому зданию!

Процветает и бывший Воронежский дворец во дворе железнодорожного управления. Историческим зданием, выстроенным в последней трети XVIII века ныне распоряжается художественный музей имени Крамского.

Здание ЮВЖД Воронеж, ночное фото
Здание в огнях ночной подсветки

Сегодня фасад железнодорожного управления украшает мемориальная доска, напоминающая об авторе идеи здания – Н.В. Троицком. В темное время суток фасады подсвечивают, чтобы все желающие могли хорошо рассмотреть необычную визитную карточку города.

Башня Управления ЮВЖД (Воронеж), фото
Башня здания, современный вид

А не так давно социологический опрос присвоил творению Троицкого почетное звание «лучшего здания Воронежа». Особенно интересен тот факт, что опрос проводился среди профессиональных архитекторов, а те не полагаются на мимолетное впечатление или силу традиций. Специалисты судят со знанием дела, и это означает, что проект и его реализация действительно хороши.

А за стенами знаменитого строения идет работа – поезда должны двигаться без сбоев. Люди и грузы – им всем помогает добраться до нужного места Воронеж. Здание РЖД имеет полное право быть его визитной карточкой, ведь город является важнейшим транспортным узлом, обеспечивающим размеренное движение по всей стране. И часы Управления ЮВЖД помогают сверять расписание этого движения.

Автор: Мария Гончарова

Дополнительная информация

Дата постройки: 1929-1932 гг.

Реконструкция: 1946-1952 гг.

Архитектор: Н.В. Троицкий

Архитектурный стиль: сталинский ампир

Высота: 70 м

Этажность: 4-5 этажей

Назначение: административное здание

Географические координаты: 51.674569, 39.210912

Адрес: г. Воронеж, проспект Революции, 18

Здание Управления Юго-Восточной железной дороги, как добраться:

Здание Управления ЮВЖД на карте Воронежа

Ближайшие остановки общественного транспорта:

  • Остановка «Петровский сквер» на просп. Революции
  • Остановка «Первомайский сад» на ул. Феоктистова
  • Остановка «Улица Мира» на ул. Фр.Энгельса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *