2VRN.RU / История / Воронеж — родина ВДВ

Воронеж — родина ВДВ

В одном из парков Воронежа стоит памятник воздушным десантникам. Однако не знакомые с историей города люди часто не понимают, почему Воронеж – родина ВДВ. Нередко этот славный род войск ассоциируется у них с другими городами нашей необъятной страны. Возможно потому, что Воронеж – не единственный город, тесно связанный с историей «голубых беретов». Но при этом есть веские причины полагать их родиной именно Воронеж.

Первым делом – парашюты

А началось все не с десанта, а с авиации. В конце 20-х годов ХХ века в СССР остро стояла проблема применения летчиками парашютов. Они-то были. Но пилоты не доверяли парашютам, относились к ним без должной серьезности, часто не брали их с собой. Это увеличивало риск гибели пилота, а ведь его требовалось долго готовить, затрачивая на это большие средства!

Петр Ионович Баранов, фото
П.И. Баранов — один из создателей военной авиации и авиапромышленности СССР

В 1928 году П.И. Баранов, начальник военной авиации СССР, после одного из совещаний поинтересовался мнением комбрига Л.Г. Минова о перспективах применения парашютов военными летчиками. Комбриг заявил, что полагает средства спасения необходимыми.

Тогда его отправили в командировку в США – изучать особенности обеспечения безопасности летного состава и специфику применения парашютов. Комбриг подчинился решению командования неохотно. Но в Америке ему самому предложили попробовать совершить прыжок с парашютом. Минов прыгнул, а потом сразу дал согласие участвовать в соревнованиях на точность приземления и занял на них третье место!

Л.Г. Минов, фото
Л.Г.Минов перед первым прыжком в США

Как «опытный парашютист», Л.Г. Минов вскоре стал первым в СССР наставником по парашютному делу.

Диверсанты с крыльями

Теория десантирования тем временем развивалась параллельно. В принципе, бывали эпизоды с заброской с помощью самолетов людей на позиции противника или в его тыл с определенным разведывательным или боевым заданием. В Красной армии эту идею продвигал маршал Тухачевский (тогда еще не репрессированный).

Но парашюты «приземленному» Тухачевскому и в голову не приходили. Десант ему виделся как доставка самолетом в нужный район группы бойцов с необходимым снаряжением для выполнения определенного задания. Для высадки людей и снаряжения самолет должен был приземлиться, благо в то время позволительно было обходиться без аэродромов и садиться на любую сколько-нибудь ровную поверхность.

Подобный метод потом использовался во время Великой Отечественной войны для доставки людей и снаряжения в партизанские отряды. Но он требовал довольно серьезной подготовки и был пригоден далеко не для всякой местности.

Инструктор и первый доброволец

А Л.Г. Минову тем временем было предложено провести показательные занятия на базе 53-й эскадрильи 11 авиабригады. Относилась часть к Московскому военному округу, но базировалась в Воронеже. Уже после принятия решения о проведении таких занятий стало известно о гибели в катастрофе 7 пилотов этой бригады, включая ее командира. Парашютами пользоваться они не умели… Учения с участием Минова должны были стать пропагандой парашюта как средства спасения пилота, продемонстрировать летчикам его пользу и надежность и побудить не пренебрегать им.

Леонид Григорьевич Минов, фото
Минов Леонид Григорьевич, советский летчик и парашютист

Показательные выступления Л.Г. Минова были назначены на 26 июля 1930 года. Прочим советским пилотам он, с его небогатым еще опытом прыжков и дипломом от американцев, казался асом парашютного дела. Для первого выступления Минов сумел найти только одного добровольца, согласившегося немедленно повторить рискованный опыт.

Точнее, доброволец нашел его сам. Дежурный по авиабригаде Яков Мошковский во время первого (после возвращения из Америки) визита Минова в Воронеж позабыл о субординации и напрямую попросил считать его первым кандидатом на прыжок с парашютом. Минов не забыл молодого пилота, и Мошковский стал его первым помощником-добровольцем.

Бедный доброволец далеко не сразу решился шагнуть за борт самолета, повторяя действия инструктора. Но все же решился, и благодаря этому шагу превратился в инструктора-парашютиста №2.

Показательные выступления удались на славу, оба парашютиста-десантника приземлились весьма удачно, и вслед за Яковом Мошковским осмелели и другие пилоты. Всего 26 июля 1930 года свои первые прыжки в Воронеже совершили 5 человек.

Значок с куполом

В то время любые достижения, связанные с армией, обороноспособностью страны, широко пропагандировались и считались достойными подражания. Вскоре после показательных выступлений Минова в Воронеже парашютный спорт стал массовым явлением на территории СССР. В 1934 году появилось официальное спортивное звание мастера по этому направлению. Минов получил удостоверение №1, а Мошковский — №2. Известным стал значок парашютиста с изображением купола.

Мошковский Я.Д. и Минов Л.Г., фото
Я.Мошковский и Л.Минов, архивное фото

Совершить хотя бы один прыжок с парашютом стало делом чести не только продвинутых комсомольцев, но и почти всех, кто был хоть как-то связан с армией. Известно, что даже маршал Буденный (вообще-то настороженно относившийся к военным новшествам) прыгал с парашютом, причем на момент прыжка ему было 48 лет!

Сегодня десантники и спортсмены-парашютисты творят в небе такое, о чем Минов с Мошковским и мечтать не могли. Но они работали не ради спортивных медалей – их задачей было повысить уровень безопасности летного состава в военной авиации и изучить возможности применения парашютов для доставки людей и грузов в нужную точку по воздуху.

День рождения десанта

Работа Минова на учениях в Воронеже заслужила одобрение высокого армейского начальства, и П.И. Баранов предложил ему попробовать организовать групповую высадку с самолета на парашютах с последующим выполнением условного боевого задания на вражеской позиции.

Для этой операции отобрали 12 человек. Все они неделю назад впервые прыгнули с парашютом, но это никого не остановило! Яков Мошковский в этом деле уже выступал заместителем и помощником Минова.

Для высадки выбрали ровный пустырь на берегу Дона в районе хутора Клочково и дачи врача К.В. Федяевского (ныне там расположен микрорайон Тенистый, входящий в состав Советского района Воронежа). Группу доставляли в два захода, так как самолет не мог взять более 7 человек за раз. Приготовления были закончены к 31 июля.

Все произошло 2 августа 1930 года. Первая группа высадилась с высоты 350, вторая – 500 метров. Мошковский десантировался дважды – с первой группой ради изучения местности, а затем (вернувшись на самолете на аэродром) уже со своей собственной. За штурвалом десантного самолета сидел летчик-испытатель М.Громов. Незадолго до учений его собственную жизнь спас парашют. Одновременно с высадкой людей отрабатывали и технологию выброса груза – с высоты 150 м воздушным десантникам сбросили два мешка и 4 короба с оружием, боеприпасами и необходимым снаряжением. Все прибыло благополучно, было распаковано, и десантная группа успешно справилась с поставленной боевой задачей.

2 августа 190 г. Воронеж. Первые в мире воздушные десантники
Первый воздушный десант в Воронеже, 2 августа 1930 г.

Вот почему Воронеж – родина ВДВ. До 2 августа 1930 года не только в отечественных, но и в мировых военных анналах не было зафиксировано случаев высадки с парашютами диверсантов с четко установленным боевым заданием. Хотя официально новый род войск в этот момент еще не существовал, фактически вопрос был решен. И уже во время Великой Отечественной войны высадки воздушного десанта осуществлялись довольно часто. А 2 августа в нашей стране традиционно празднуется День парашютиста – не только десантника, любого.

Французский союзник

Кроме воронежских летчиков и американских инструкторов-парашютистов свою лепту в создание российского воздушного десанта внесли французские самолетостроители. Первых парашютистов Л.Г. Минов тренировал на французских самолетах «Фарман-Голиаф». Они могли принять на борт не более 7 человек, но зато выходить за борт на них было удобно. Парашютист просто шагал за дверь, а на прочих самолетах ему перед прыжком приходилось вылезать на плоскость крыла. Это было нелегко чисто физически, да и на нервы неопытных парашютистов действовало порядком.

Сам Л.Г. Минов первый прыжок совершил именно с крыла, но у него был особый случай – из-за высокого роста и могучего телосложения он просто не смог поместиться во внутреннем отсеке самолета вместе с инструкторами-американцами, и так и взлетал, стоя на крыле! Но своих учеников он обучал по более щадящей методе. Сперва они привыкали «выходить за дверь» «Фармана», а уж потом – вылезать на плоскости отечественных самолетов.

Самолет Фарман Голиаф, фото
Самолет «Фарман Голиаф» (Farman Goliath)

Что до парашюта, то Минов обучался прыжкам на американской системе «Ирвинг». Но в России имелся свой парашют, известный как «ранец Котельникова». Принципиальных различий между конструкциями не было, и советские летчики и десантники потом использовали парашюты различного происхождения. А вот списанным «на пенсию» с летной работы воронежским «Фарманам» первые советские парашютисты остались благодарны на всю жизнь. В Воронеже высадка первого десанта 2 августа 1930 года тоже производилась с «Фарманов» – вот почему ради группы из 12 человек пришлось сделать 2 рейса. Грузы же для группы сбросили самолеты Р-1 – их тоже понадобилось целое звено.

Много позже появились специализированные десантные самолеты, способные поднимать большие группы людей и большие грузы, а также обеспечивающие удобство высадки.

Памятник "Воронеж - родина ВДВ"
Памятник первому десанту в Воронеже

Город-родина ВДВ ныне украшен двумя памятными знаками этому событию. На месте высадки десанта 1930 года в 1997 году установлен памятный знак в виде гранитной глыбы с соответствующей случаю надписью. Но более известен памятник «Воронеж – родина ВДВ», появившийся в сентябре 2010 года. Он представляет собой изображение военного в обмундировании 30-х годов и рядом с ним – мальчика, держащего в руках модель самолета. Их обоих прикрывает парашютный купол.

Каждый год во время призывов воронежские парни ищут способ попасть в ВДВ. Это признание мужества, силы и отваги – получить право служить в этих продуваемых всеми ветрами войсках.

Автор: Мария Гончарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *