2VRN.RU / Достопримечательности / Архитектура / Мосты / Двухъярусный Северный мост через водохранилище

Двухъярусный Северный мост через водохранилище

У каждого из мостов — своя история, назначение, особенности. Северный мост в Воронеже является самым молодым из соединяющих правый и левый берега водохранилища, но его биография уже насыщена событиями.

Северный мост, Воронеж (фото)
Северный мост, г. Воронеж, длина 1800 м

Двухэтажный мост

Северный мост (Воронеж): строительство
Строительство Северного моста в Воронеже, начало 80-х

Строительство моста пришлось на 80-е годы прошлого века. Тогда предполагалось, что он даст возможность развивать рельсовый транспорт (уже тогда поговаривали о необходимости прокладки в Воронеже метро; подходил и скоростной трамвай) и облегчит сообщение между Центральным и Железнодорожным районами.

Северный мост в середине 80-х годов XX века
Мост в 80-х годах прошлого века

Общая длина Северного моста достигла 1800 м. Обошелся он тоже недешево – более чем в 20 млн. рублей по ценам 1985 года (а тогда курс национальной валюты был куда весомей, чем ныне). Но затраты были не напрасны – получилось оригинальное и многофункциональное сооружение.

Северный мост, г. Воронеж, открытие трамвайного движения
Первый трамвай на Северном мосту, декабрь 1986 г.

Северный мост (Воронеж) – двухуровневый. По верхнему проложены трамвайные рельсы и дорожки для пешеходов. Пешеходные зоны есть и на нижнем уровне, но главные там – 6 полос для автомобильного движения. Примечательно, что сдавались в эксплуатацию уровни не одновременно, и трамваи пошли по мосту раньше, чем автомобили. Верхний ярус заработал в 1985 году (эта дата признана официально «днем рождения» Северного моста), а нижний – на следующий год.

Северный мост, архивное фото
Северный мост в советское время

Финансовые и технические неурядицы

В разное время по Северному мосту в Воронеже ходило несколько трамвайных маршрутов; двигались и автомобили с пешеходами. Но все же выполнял свое назначение мост не в полную силу.

Двухъярусный Северный мост
Единственный двухъярусный мост в Воронеже

Проблема была не в нем, а в историческом периоде. Началась «перестройка», сопровождающаяся экономическим спадом и организационными проблемами. Проект движения предусматривал строительство эстакады на правом берегу водохранилища. Она позволила бы оптимизировать движение транспорта (в том числе по мосту) и связать Железнодорожный и Коминтерновский районы. Однако строительству сперва мешал нерешенный вопрос о сносе частных домовладений в зоне предполагаемого прохождения эстакады, затем изменения в ее проекте, позже — отсутствие средств… В результате эстакаду горожане прозвали «Дорогой в никуда», а в строй она вступила только в 2003 году.

Северный мост (Воронеж), карта
Северный мост на карте с современной развязкой на Правом берегу

Но за это время начало вызывать опасения уже состояние самого моста. Менялось и его значение – трамвайное движение сокращалось. В 2008 году на Северном мосту в Воронеже оно прекратилось совсем. Провода частично были демонтированы, частично украдены расхитителями цветных металлов. В запустение пришли и пешеходные зоны верхнего яруса.

Северный мост в настоящее время
Северный мост сегодня, вид на Левый берег

В 2013 году было проведено обследование, доказавшее необходимость ремонтных работ. Но ремонт Северного моста не осуществлен до сих пор. Неоднократно фиксировались случаи обвалов бетонных фрагментов его верхнего яруса на нижний с причинением материального ущерба.

Имеющиеся перспективы

Но это не значит, что горожане вычеркнули из планов на перспективу Северный мост. Воронеж уже пережил худшие времена и быстро развивается. Транспорт должен пересекать водохранилище.

Северный мост через Воронежское водохранилище
Северный мост, вид сверху

Сейчас на верхнем ярусе моста обычно сидят влюбленные и художники, наблюдая с его высоты пейзаж города и водохранилища. Но сидят они на рельсах – те сохранились. Действует и эстакада бывшей «Дороги в никуда». С нее ведет междугородняя трасса на Тамбов. Поэтому ремонт моста должен быть проведен – без него не обойтись, а имевшие место случаи обрушения не позволяют медлить. Проект метрополитена в Воронеже в последние годы тоже реанимирован, и ставшие ненужными трамвайные рельсы Северного моста предполагается приспособить для прохождения поездов метро.

Северный мост, верхний ярус
Верхний (трамвайный) ярус моста

А пока с верхнего яруса романтики любуются городскими кварталами и катерами на водохранилище. А с соседнего Чернавского моста все желающие рассматривают необычную двухъярусную конструкцию Северного, ожидающего своего полного возрождения.

Автор: Мария Гончарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *