Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
2VRN.RU / Воронеж / Улицы / Московский проспект: история улицы

Московский проспект: история улицы

Улица Московский проспект в Воронеже неофициально считается самой длинной. Может, формально это и не так, но что протяженность проспекта значительна (11 км) – несомненно. Он рос и развивался вместе с городом, и теперь по его застройке можно проследить историю нескольких этапов развития Воронежа.

Улица Московкий проспект Воронеж
Вид на Московский проспект с высоты птичьего полета

Дорога, ведущая в Москву

История улицы ведет начало с позапрошлого столетия. В XIX веке размеры Воронежа были много меньше современных. И нынешняя площадь Заставы была городской окраиной, где проверяли въезжающих в Воронеж и выезжающих из него. Далее шел наезженный междугородний тракт. Он проходил через город Задонск, а далее направлялся к Москве.

Дорогу называли Задонским трактом. В 1857 году она была улучшена; в частности, было уложено дорожное покрытие. Если раньше тракт, как большинство российских дорог того времени, был сделан из снега либо луж (в зависимости от сезона), то теперь его отсыпали щебенкой. По принятой тогда классификации, такую дорогу следовало именовать «шоссе». Так Задонский тракт превратился в Задонское шоссе. Но принадлежала дорога не городу, а государству в лице Министерства путей сообщения.

Только в 1884 году часть шоссе перешло в ведение Воронежа. Это был крошечный участок в 112 саженей длиной. Передача была осуществлена в соответствии с принятым годом ранее решением отдать в ведение местных муниципальных образований те части шоссе, что проходят непосредственно по городской территории. В акте приема-передачи фигурировали в основном мостики через ямы и канавы… Основная же часть шоссе продолжала оставаться дорогой междугороднего сообщения.

Промышленная зона

"Холодильник" на Московском проспекте
«Холодильник» у площади Заставы в конце 20-х гг. прошлого века

Ситуация начала меняться в начале ХХ века. Город постепенно разрастался. Недалеко от площади Заставы появилось первое промышленное предприятие – так называемый «Холодильник» для производства замороженных продуктов (были тогда уже и такие). Начали строиться и первые жилые дома у Заставы – появилась так называемая Ямская слобода. Но главное – туда же эвакуировался от боев Первой мировой машиностроительный завод «Рихард Поле», прежде базировавшийся в Риге. Заводу для развертывания производства требовались помещения, и новые цеха стали строить вдоль Задонского шоссе.

Завод Рихард Поле в Воронеже
Эвакуированный в Воронеж завод «Рихард Поле» у Задонского шоссе

Появление этой промзоны дало толчок к превращению шоссе в городскую улицу. Завод (его достроили еще до революции) сам был уже огромным комплексом – с собственными проездами, соединенными с шоссе, узкоколейкой для подвоза дров и веткой железной дороги от товарной станции Курской (в настоящее время ж/д вокзал Воронеж-Курский). Но огромное производство (завод стал самым большим в городе) требовало дополнительной инфраструктуры.

После революции предприятие национализировали и присвоили ему имя Коминтерна, но не забросили. Наоборот, советская власть отнеслась как следует и к самому заводу, и к нуждам его работников. Для них при заводе строилось жилье, была проложена трамвайная линия к предприятию (причем рельсы проложили не по середине шоссе, как тогда делали, а сбоку, чтобы не мешать движению других видов транспорта). В 20-е годы фактически стала городом часть Задонского шоссе в районе современной улицы Урицкого.

КОминтерновский завод на Московском проспекте в Воронеже
Проходная завода им. Коминтерна в начале 60-х гг. XX в.

В 30-е годы город окончательно поглотил загородное шоссе. Строительство велось быстрыми темпами. Появился новый район, названный в честь главного предприятия Коминтерновским. Называть «шоссе» центральную улицу этого района тоже уже было неуместно. Но в результате не появился Московский проспект, а выросла улица Плехановская – шоссе стали считать ее продолжением. Впрочем, на бытовом уровне все равно использовалось старое название…

Стремительный рост

Оно иногда используется до сих пор, хотя в 1975-м году участок Плехановской от виадука и до аэропорта официально был назван Московским проспектом. Такое наименование отдавало дань уважения и столице России, и исторической традиции – ведь Задонское шоссе действительно существовало ради поездок в Москву.

После войны улица застраивалась бурно и быстро. Вдоль нее росли кварталы пятиэтажных «хрущевок», затем появились 9-этажные брежневские «свечки». В 60-е годы на выезде из города был построен студгородок Воронежского политехнического института (ныне ВГТУ), затем – комплекс областной больницы. Продолжили работу и воронежские промышленные старожилы – «Холодильник» (ныне известен как хладокомбинат) и Коминтерновский завод, а также построенный в 30-е годы «Электросигнал».

Московский проспект Воронеж: военный городок
Военный городок на Московском проспекте, середина 1990-х

В 90-е годы в районе Московского проспекта появились нарядные домики «военного городка», возведенного при участии европейских строителей по проекту воронежской мастерской (А.К. Забнин, С.М. Сорокин, С.А. Гилев и другие). Предназначался комплекс для семей военнослужащих из частей, выведенных с территории ГДР после объединения Германии. Затем появились и современные кварталы застройки нового века. Таким образом, ныне Московский проспект является скорее спальным районом, чем промзоной.

Московский проспект (Воронеж): трамвайные пути
Трамвай на Московском проспекте (поворот на ул. 45 Стрелковой Дивизии)

С ним произошли и другие изменения. Трамваи исчезли – рельсы сняли, чтобы освободить место для увеличившегося потока других видов транспорта. Но все равно в часы пик Московский проспект бывает наглухо забит автомобильными «пробками» – количество машин растет быстрее, чем это могут выдержать городские магистрали. Не хватает местным жителям и инфраструктурных объектов – школ, детских садов, учреждений культуры, поликлиник.

Жилье на Московском проспекте в Воронеже
Современные новостройки на Московском проспекте

Средоточие достопримечательностей

Но в районе Московского проспекта не только живут – здесь еще и сохраняют память. На этой улице расположились важнейшие достопримечательности Воронежа.

Своеобразным памятником является территория Коминтерновского завода. Многие его строения сохранились со дня постройки, хотя, конечно, поменяли производственное назначение. На территории завода установлен и особый монумент – реактивная БМ-13 (известная всем как «Катюша»). Этот завод первым в СССР начал выпуск легендарного оружия, уже в 1941 году.

Коминтерновское кладбище тоже является своеобразным мемориалом. Оно действует с 30-х годов, но за это время на нем успели найти последний приют многие известные воронежцы. Здесь имеется братская могила погибших во время Великой Отечественной. Здесь же в августе 2014 года был открыт памятник воинам-интернационалистам.

Московский проспект (Воронеж): памятник Славы
Памятник Славы на Московском проспекте в Воронеже

Но главная достопримечательность Московского проспекта – памятник Славы, сооруженный по проекту Ф.Сушкова в 1967-м году. Мемориал с величественной скульптурной композицией и Вечным огнем воздвигнут в память о тех, кто сражался за Воронеж в 1942-1943 гг. Территория, где он расположен, ныне известна как площадь Славы. В 2000-м году, к очередному юбилею Победы, мемориальный комплекс был дополнен знаменитой воронежской пирамидой. Отношение в городе к ней неоднозначное, но менее известной она от этого не становится.

Улица Московский проспект, карта
Улица Московский проспект на карте Воронежа

Для многих въезжающих в город Воронеж Московский проспект становится своеобразными городскими воротами. По ним традиционно путешественники судят о новом месте. И воронежцы стараются достойно представить свой город приезжим – Московский проспект является одной из самых нарядных и известных городских улиц.

Автор: Мария Гончарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *