2VRN.RU / Достопримечательности / Памятники / Макет корабля Меркурий в Воронежском водохранилище

Макет корабля Меркурий в Воронежском водохранилище

Колыбелью российского судостроения можно заслужено считать Воронеж. Это подтверждается реальными историческими событиями. В 1695 по приказу Петра 1 именно в этом российском городе началось возведение первых верфей, на которых были построены десятки крупных кораблей. Царь лично контролировал работу мастеров и экзаменовал матросов, которых обучали иностранные шкиперы.

Первые парусно-гребные судна, которые были спущены на воду со стапелей воронежских верфей, позволили России впервые продемонстрировать свою мощь на морских просторах. Первый выход российской армады позволил получить в 1699 году важную стратегическую победу над Турцией. После Керченского похода Россия закрепила за собой Азовское море, а, следовательно, превратилась в мощную морскую державу. Во главе кораблей, которые вышли в Азовское море для участия в Керченском походе, шел трехмачтовый баркалон «Меркурий». Впоследствии к ним присоединились и другие корабли. Всей мощной армадой, состоящей из 11 кораблей, командовал Петр 1. Для турков было полной неожиданностью увидеть такой флот возле берегов Керчи, что позволило провести успешные переговоры.

Военный корабль Меркурий: история

Корабль Меркурий в бою
Художник Георгий Дмитриев «Бриг Меркурий»

Трехмачтовый парусно-гребной корабль был построен на Рамонской верфи, расположенной на левом берегу реки Воронеж. Сама местность носила название «Волчья пристань» и принадлежала частному объединению или кумпанству окольничего князя Петра Львова. Руководил строительством судна известный датский мастеровой Симон Питерсон.

Парусно-гребное военное судно «Меркурий» оптимально подходило для длительных морских походов. На двух бортах судна размещалось по 26 орудий, что позволяло проводить успешные боевые действия. Команда состояла из 89 отлично обученных морскому делу матросов, а командиром корабля был назначен опытный англичанин, состоящий на службе в русском флоте, капитан-камендор Джон Валрант.

Но  когда баркалон «Меркурий» возвращался обратно по завершении военного мероприятия, ему пришлось встать на мелководье у побережья. Разыгравшаяся буря серьезно повредила военный корабль. Трехмачтовый парусник, получив серьезную пробоину в корпусе, затонул.

Через некоторое время затонувший баркалон был поднят и отремонтирован. Имеется информация, что с 1700 он находился на службе в Таганроге. В те времена капитаном судна был Я. Мургант. Найдены записи о том, что парусник использовался в походах в урочище Берды за солью. В 1713 году корабль вошел в состав эскадры вице-адмирала Крюйса К.И. Парусно-гребное судно было задействовано при организации обороне Черкасска. Свою карьеру баркалон «Меркурий» закончил мирно. Его разобрали в 1716 году.

Макет баркалона «Меркурий» — достопримечательность Воронежа

Сегодня макет известного парусно-гребного судна петровских времен возвышается над водной гладью водохранилища в Воронеже. Памятник был установлен на бетонной опоре линии электропередач в 1972 году, вскоре после создания Воронежского водохранилища. По мнению некоторых горожан, макет корабля расположен на месте петровского шлюза, который был оснащен небольшой плотиной для подъема воды.

Корабль Меркурий: фото 70-х
Макет корабля Меркурий: фото 70-х годов XX века

Несмотря на то, что достопримечательность можно увидеть, как с Вогрэсовского моста, так и с берега, сам корабль проблематично рассмотреть. Памятник находится в труднодоступном месте, поэтому для его обзора нужно подплыть к нему на лодке или подойти в зимний период по льду. Но этот макет древнего корабля, возвышающийся над водной гладью, является особо ценной городской достопримечательностью, так как напоминает о том, что именно в этих местах начиналась славная история российского флота.

Макет корабля Меркурий в Воронеже
Макет корабля Меркурий в Воронеже: фото, конец XX века

Создателем композиции «Фрегат над морем» является В.Неберкутин, который работал старшим инженером в одной из строительных организаций Воронежа. Поскольку макет создавался по имеющейся репродукции, то точной копией баркалона «Меркурий» его считать нельзя. Памятник создан из металла. Для того чтобы транспортировать конструкцию на место установки потребовалось использовать катер.

К сожалению, со временем вид исторической достопримечательности существенно изменился. Так, в 80-х года вандалы испортили его внешний вид различными надписями. Навредили памятнику и охотники за цветными металлами. Были украдены паруса, для изготовления которых использовался алюминий, а также снята латунная чеканка морды льва, украшавшая нос корабля.

Макет корабля Меркурий
Корабль Меркурий неуклонно кренится к воде

Кроме этого под воздействием воды и ветра бетонная опора постоянно наклоняется, и макет известного и памятного парусно-гребного судна с каждым годом все ближе приближается к воде, принимая для корабля неестественное положение. И сегодня памятник архитектуры очень напоминает Пизанскую башню, на начало 2017-го года крен памятника составлял 47%. Причем угол наклона с каждым месяцем приближается к критическому значению. А это значит, что вскоре Воронеж может лишиться своей очень интересной достопримечательности.

Корабль Меркурий Воронеж, фото
Макет корабля Меркурий — одна из достопримечательностей Воронежа

В то же время управление культуры города Воронежа планирует в 2017 году демонтировать макет корабля Меркурий с привлечением организаций, имеющих в распоряжении плавучий кран, отреставрировать памятник и установить его в пляжной зоне парка «Алые паруса» на берегу Воронежского водохранилища.

Автор: Нина Павлушина

Видео о макете корабля Меркурий в Воронеже, истории его создания и вероятном будущем:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *