2VRN.RU / Люди / Елена Киселева: возвращение воронежской художницы

Елена Киселева: возвращение воронежской художницы

40 лет художник Елена Андреевна Киселева на родине была забытой. И это при том, что в начале ХХ века ее работы коллекционеры брали нарасхват, Академия художеств выделила ей «пенсион» на обучение в Париже, а знаменитый Илья Репин считал ее лучшей своей ученицей! И только благодаря Маргарите Луневой, искусствоведу Воронежского музея имени Крамского, работы мастера и память о ней вернулись на родину.

В конце прошлого года в Москве была организована большая выставка работ Киселевой. Под сильным впечатлением оказались не только рядовые посетители, но и профессионалы-искусствоведы – оказалось, что существовала выдающаяся русская художница, о которой им ничего не известно!

Хорошее начало

Елена Киселева - портрет отца
Андрей Петрович Киселев, отец художницы. 1906 г. (фрагмент картины)

Непросто складывалась биография художника. Елена Киселева родилась в 1878 году в Воронеже в семье ученого-математика, преподававшего эту науку. Отец был достаточно обеспеченным человеком, так что всем своим детям (их было трое) смог дать хорошее образование.

Елена училась в Мариинской гимназии (и получила по окончании ее золотую медаль). Одновременно она, поскольку уже в детстве у девочки обнаружились художественные задатки. Обучалась у Л.Г.Соловьева в рисовальной школе.

Воронеж, Мариинская женская гимназия
Мариинская женская гимназия, Воронеж

После окончания гимназии девушка попробовала было изучать математику на Бестужевских курсах, но это оказалось явно не ее занятие. Кроме того, она заболела тифом, и после выздоровления врачи не рекомендовали большие умственные нагрузки. Тогда в 1898 году она стала заниматься в классе Репина в Академии художеств.

Мастер был очень доволен ученицей. Он даже привлек ее к выполнению заказа на художественные панно, посвященные 200-летию Петербурга. Киселева работала над сюжетом «Ассамблея во времена Петра I».

Еще во время учебы Елена побывала в Париже (благо, средства позволяли), училась там у довольно известного графика и живописца Эжена Каррьера. Еще в студенческие годы она начала выставлять свои работы, в 1908 году даже получила Первую премию на выставке Академии.

Елена Киселева: картина "Невесты"
Елена Киселева. Невесты, 1907 г. (фрагмент)

В 1907 году Киселева закончила учебу. Ее «Невесты» (групповой портрет девушек-крестьянок в парадных одеждах, представленный в качестве дипломной работы) были оценены столь высоко, что молодой художнице присудили «пенсионерство» (как сказали бы сейчас, стипендию) для стажировки за границей – первой среди девушек. На эти средства в 1908 году она вновь поехала в Париж. Отец тоже помогал деньгами, так что Елена Киселева, художник, только начинающий творческий путь, могла иметь мастерскую, какой не было и у признанных парижских мэтров – просторную, со всем необходимым.

Елена Киселева: картина "На балконе"
Елена Киселева. На балконе, 1910 г. (фрагмент)

Во время поездки за границу художница побывала не только во Франции, но и в Италии, была участницей нескольких международных выставок, а в 1910 году вернулась на родину. Здесь ее карьера также развивалась блестяще. Работы Киселевой выставлялись, репродукции с них печатались в популярных журналах, картины охотно покупали коллекционеры (в том числе несколько работ приобрел Горький).

Елена Киселева: автопортрет
Елена Киселева. Художница с зеленой вазой. Автопортрет, 1910 г. (фрагмент)

Но произошла революция, затем гражданская война, а в 1920 году Елена Киселева с мужем и сыном выехала в Югославию (тогда Королевство сербов, хорватов и словенцев), и на долгие 40 лет была забыта дома. При этом ее родители остались в России (только из Воронежа переехали в Ленинград).

Дела супружеские

Отъезд за границу был инициативой супруга Елены Андреевны, А.Д.Билимовича, профессора, ректора Новороссийского университета. Это был второй муж художницы. Первым браком она была замужем за Н.Черным-Перевертанным, своим земляком-воронежцем, сыном председателя суда. Это был типичный провинциальный сердцеед, привлекательный внешне и добродушный, но ограниченный и туповатый. Брак продлился всего три года.

Елена Киселева, художник
Киселева Е.А и Билимович А.Д., фото

А.Д.Билимович же был достоин своей избранницы. Это был крупный ученый и уважаемый преподаватель. Перед самой революцией в семье родился сын, названный Арсением. Хотя существует «политизированное» объяснение эмиграции Билимовича, более распространена версия, что профессора просто пригласили в Белград на работу, и он предпочел этот вариант существованию в разоренной гражданкой войной стране.

Елена Киселева: портрет сына
Елена Киселева. Портрет сына, 1925 г. (фрагмент)

Жизнь семьи в Белграде сложилась удачно. В 1926 году все получили подданство, профессор Билимович занимал важные должности, много сделал для развития сербской науки, семья жила в хорошем особняке. Вот только времени на живопись у Елены Андреевны стало гораздо меньше – семейные хлопоты требовали много сил, да и мало кто слышал в Белграде о художнице Киселевой.

Елена Киселева: картина "Базар в Которе"
Елена Киселева. Базар в Которе (Черногория), 1925 г. (фрагмент)
Елена Киселева: картина "Прекрасные дамы"
Елена Киселева. Прекрасные дамы, 1927 г. (фрагмент)

Но все же она работала, запечатлевая свою новую родину и ее типажи. Работы ее регулярно выставлялись, правда, в основном русскими эмигрантами «для своих». Елена Андреевна поддерживала связи с русскими художниками, оказавшимися в Сербии (таких было немало) и местной художественной общественностью. Однако эти дела занимали уже второе место после забот о семье.

Елена Киселева - женский портрет
Елена Андреевна Киселева. Женский портрет, 1930 г. (фрагмент)

Трагический конец

А потом была война, и она положила конец карьере художницы. Поначалу, несмотря на оккупацию, все шло относительно гладко. Профессор Билимович не пожелал работать на оккупантов и подал в отставку, но семья осталась жить в Белграде и особой нужды не испытывала.

Но в 1942 году немцы арестовали и отправили в концлагерь Арсения Билимовича, единственного сына Елены Андреевны, и его жену. Оба выжили и в 1944 году вернулись домой, но Арсений оказался тяжело болен и вскоре умер. «Портрет сына на смертном одре» стал последней художественной работой Киселевой. Увидеть рисунок нельзя – он был сожжен при кремации вместе с ее телом.

Елена Киселева, картина "Ревность"
Елена Андреевна Киселева. Ревность, 1945 г.

Возвращение домой

Но жизнь продолжилась и после войны, и однажды Елена Андреевна получила письмо из Воронежа. Писала Маргарита Лунева, разыскавшая художницу с помощью обнаруженного в архиве ее письма к Репину. Так возобновилась связь с родиной, и переписка продолжалась до самой смерти Киселевой в 1974 году. Роскошное наследство от своей землячки получил Воронеж. Елена Киселева подарила родному городу все сохранившиеся у нее полотна. Она охотно вспоминала родину, особенно родную улицу (ныне Карла Маркса) и муниципальный каток, где ее отец оборудовал сверхмодную штуку – электрическое освещение.

Киселева Елена: картина "Прекрасная Гортензия"
Киселева Е.А. Прекрасная Гортензия, 1910 г. (фрагмент)

Теперь музей Крамского владеет 42 работами художницы, это самая большая коллекция, собранная в одном месте. До исследований Луневой в экспозиции была лишь одна картина – «Маруся», которую сама Киселева считала самой удачной своей работой. Эту картину музею подарила Мария Киселева, мать Елены, в 1929 году.

Елена Киселева - картина "Маруся"
Киселева Е.А. Маруся, 1913 г. (фрагмент)

И вот в Москве прошла большая выставка «Элегантный век». Музей Крамского предоставил столице все имеющиеся у него работы Киселевой, также свою лепту внесли другие музеи и частные коллекционеры. В конце марта подобная экспозиция открылась в музее Крамского.

Елена Киселева; картина "Женщины на даче"
Елена Киселева. Женщины на даче. 1915 г. (фрагмент)

Сочетание тщательности русского реализма и свободы французских импрессионистов – вот что такое художник Елена Киселева. Картины ее напоминают манерой В.Серова, но есть в них что-то от Поля Гогена, и даже от раннего Пикассо (реалистического периода). Елена Андреевна всем жанрам предпочитала портрет (хотя в Югославии начала интересоваться и пейзажем), и образы людей прошлого сохранены ею живыми и выразительными. Она не боялась свободных линий и ярких красок, поскольку их не боится жизнь.

Автор: Мария Гончарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *