2VRN.RU / Достопримечательности / Архитектура / Мосты / Чернавский — знаковый мост Воронежа

Чернавский — знаковый мост Воронежа

В Воронеже несколько мостов, но один из них давно признан городским символом. Его изображения постоянно появляются на марках, открытках, календарях и другой сувенирной полиграфии. Кроме того, он является одним из самых старых в городе. Называется мост Чернавским; по одной из версий наименование связано с некогда расположенным рядом лугом, именуемым Чернавым (то есть красивым). В некоторых источниках можно встретить и другие названия моста: Черновский и Чернявский. Далеко не всегда мост был таким, как сейчас, но роль его в жизни города никогда не уменьшалась.

Чернавский мост Воронеж - карта
Чернавский мост на карте Воронежа

Столетия службы

Постоянному (бетонному) мосту – немногим более 100 лет. Он был построен в 1909 году, и тогда его называли Синельниковским (в честь губернатора, поспособствовавшего стройке) и Митрофановским (из-за расположенной там часовни).

Однако история Чернавского моста в Воронеже значительно длиннее. Просто ранее он был деревянным, а следовательно, менее долговечным. Сильные весенние паводки наносили деревянным конструкциям значительный вред. Есть письменные свидетельства, что в 1768 году деревянный мост стоял на постоянной основе. До постройки бетонного его несколько раз обновляли.

Деревянный Чернавский мост в Воронеже
Деревянный Чернавский мост: на фото видны остатки прежних конструкций

Но еще ранее (предположительно, уже в XVI веке) на этом месте находился наплавной мост. Он был ненадежным – паводки разрушали его регулярно. Вероятно, именно поэтому о нем не осталось четких документированных свидетельств.

Чернавский мост - открытка начала XX века
Фото начала XX века: Черновскiй мостъ
Чернавский мост Воронеж: старое фото
Еще одно старое фото: Чернавский рынок и мост

Первая бетонная конструкция моста простояла до 1942 года. Мост взорвали советские саперы, чтобы затруднить гитлеровцам переход через реку.

Чернавский мост Воронеж, довоенное фото
Так выглядел Чернавский мост до Великой отечественной войны
Чернавский мост: руины, после ВОВ
Руины Чернавского моста, послевоенное фото
Чернавский мост Воронеж: остатки старого моста
Еще одно фото: все что осталось от моста после войны

Общие масштабы необходимых стране (и городу Воронежу в том числе) восстановительных работ не позволили после Победы быстро отстроить его. Но это было сделано, и в 1959 году, к своему полувековому юбилею, Чернавский мост вновь соединил два берега Воронежа.

Чернавский мост 1959 года
Мост в 60-у годы XX века, на заднем плане — остатки довоенного моста

Его полотно монтировали по частям, проталкивая специальными механизмами в направлении от левого берега к правому. Часть работ производилась на плаву. Новая конструкция была поставлена на некотором расстоянии от разрушенной. Еще совсем недавно можно было видеть остатки опор взорванного моста…

Чернавский мост Воронеж: фот 60-х годов XX в.
Чернавский мост через реку Воронеж в конце 60-х гг. прошлого века

В 1972 году появилось Воронежское водохранилище. И неожиданно оказалось, что оно представляет для моста немалую опасность. Под водой оказались те части опор, что по изначальному замыслу для этого не предназначались. При их сооружении использовались пластификаторы, содержащие соли. Под влиянием воды соль начала вымываться и воздействовать на металл, что вызывало стремительную коррозию.

Чернавский мост после 1972 года, фото
Чернавский мост в 70-е годы XX века

Менее чем через полтора десятка лет после запуска водохранилища мост признали аварийным, и в 1990 году было принято решение о его реконструкции.

Трудное возрождение

Время оказалось выбрано неудачно – из-за общего кризиса в стране возрождение шло медленно и заняло целых 19 лет. Только строительство временного моста потребовало 6 лет. Все это время аварийное строение продолжало пропускать транспорт, и водители с пассажирами, пересекая реку, в прямом смысле рисковали жизнью.

Чернавский мост Воронеж: строительство нового моста
Процесс реконструкции Чернавского моста

Окончательная сдача объекта намечалась на 2003 год, но средств не хватило, и мост вновь начал пропускать транспорт и пешеходов только на свой столетний юбилей — в 2009-м. Сразу после пуска на нем смонтировали троллейбусную линию. Сейчас по мосту проходят многие регулярные транспортные маршруты Воронежа.

Чернавский мост Воронеж, фото 2008 года
Возведение нового моста рядом с действующим в 2008 году

Кроме того, во время работ по реконструкции на Чернавском мосту произошли несчастные случаи, вызвавшие среди людей суеверных нехорошие кривотолки. За один 2004 год в результате несчастных случаев (падение с высоты) погибли двое строительных рабочих. Любители мистики заговорили о чем-то вроде «несчастливой кармы» нового моста. Но проектировщики и строители клянутся, что все это бред и чистое совпадение, а мост будет надежным в течение еще одного века.

Чернавский мост Воронеж: демонтаж временного моста
Демонтаж опор временного моста

День сегодняшний

Высота Чернавского моста на сегодняшний день составляет около 20 м. Полотно лежит на 6 опорах. Движение весьма интенсивное – транспорт идет в каждую сторону по трем полосам. Раньше по мосту ходили и троллейбусы. Технически мост является автомобильно-пешеходным, то есть имеются и дорожки для тех, кто «на своих двоих».

Чернавский мост Воронеж после реконструкции
Так выглядит мост после реконструкции 2009 г.

Реконструкция сооружения потребовала немалых вложений – всего было потрачено примерно 1,2 млрд. рублей. Сам Воронеж никогда не «потянул» бы такие расходы, но работы финансировались по особой федеральной программе ввиду важности моста для нормального движения транспорта. Эта программа поддерживает транспортное строительство 20 российских регионов.

Чернавский мост Воронеж: современный вид
Новый Чернавский мост — две проезжих части по три полосы каждая

По своим габаритам мост не уникален, но все же его протяженность весьма значительна. Длина Чернавского моста в Воронеже ныне составляет 364 м. Мост имеет освещение, настолько же функциональное, насколько и нарядное, поэтому рекламой востребованы его фотоснимки в ночное время.

Чернавский мост Воронеж: ночное фото
Вид на Чернавский мост в вечернее время

Зона приятного времяпрепровождения

Район моста представляет собой популярную зону отдыха. Дамбы Чернавского моста (собственно мостовая и так называемая Придаченская) вместе с островом, в который превратилась часть насыпи после появления водохранилища, представляют собой очень узнаваемое место. Остров, несмотря на небольшие размеры, превращен в отличное место для занятий спортом и отдыха на воде. Там есть станция проката лодок, регулярно проводятся волейбольные соревнования. Более спокойные граждане могут неплохо провести время, прогуливаясь по нарядной аллее.

Дамба Чернавского моста - фото
Дамба чернавского моста: вид сверху

Возле самого моста всегда попадается немало рыбаков. Они располагаются непосредственно под ним, на набережной с обеих сторон, на небольшой косе. По ночам неугомонных фанатиков лески и крючка можно заметить и собственно на мосту. Улов в этих местах не то чтобы слишком богат (язи, жерех, а из хищников – окуни и судак), но рыбалка – дело принципа. Рыболовов не смущает даже весьма сильное течение в районе моста. Ловят обычно на спиннинг – воронежские любители рыбалки люди продвинутые, но вполне законопослушные.

Чернавский мост - визитная карточка Воронежа
Чернавский мост — одна из визитных карточек Воронежа

В Воронеже есть несколько «знаковых» мест, признанных «визитными карточками» города. Чернавский мост является одним из них. Символично, что это сооружение объединило вокруг себя и в себе и практичность, и эстетизм, и труд, и отдых. Остается понадеяться, что специалисты, проводившие реконструкцию транспортной достопримечательности, правы, и мост благополучно простоит еще 100 лет.

Автор: Мария Гончарова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *